«Дорожные знаки» современного Приложения № 1 к российским ПДД открывает известный всем водителям знак 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». В треугольник с красной каймой вписано изображение старого вида калитки, что закрывала проезд через ЖД-пути.

Современные шлагбаумы давно выглядят иначе, но именно такой «частокол» можно встретить и на дорожных знаках современного образца, и на дореволюционных табличках, что монтировались на дорогах времен Российской империи. Правда, тогда знак был круглым с черным фоном и белым стилизованным изображением преграды.

Похожий на значок кругляш из все той же эпохи царской России имел важную задачу – предупредить водителей транспорта об опасных поворотах впереди. По сути старый знак поменялся не сильно: в современном виде он тоже представляет собой стилизованную шикану. Но уже повернутую на 90 градусов для удобства понимания и вписанную в предупреждающий треугольник с красной каймой. А «Виражъ» или «Поворотъ дороги» трансформировались в современное «Опасные повороты» с изгибами направо и налево. Любопытно, что сам поворот изображения внутри знака проходил в два этапа: в изменившихся в 1961 году Правилах S-образный символ 1.8 «Извилистая дорога» располагался под углом в 45 градусов и давал слабое представление о том, в какую сторону будет изгибаться дорога впереди.

Следующий знак хорошо знаком каждому автолюбителю. Тем более, что раньше неровностей на наших дорогах было гораздо больше, нежели сейчас. Может поэтому более интересен старый вид современного знака 1.16 «Неровная дорога» под названием «Лотокъ». Его начали устанавливать в 1909 году (после прошедшей в Париже Конференции по дорожному движению, где присутствовали делегаты из Российской империи) кругляш предупреждал о неровностях и поперечных желобах, приближаясь к которым надлежало быть внимательным и снизить скорость.
Круглый черный знак с белым крестом внутри. В инвертированном виде он сохранился и сегодня, предупреждая о пересечении равнозначных дорог (знак 1.6). В царскую эпоху табличка просто обозначала «Перекрестокъ», на котором могли встретиться водители. Что до светофоров, то первые регулирующие дорожное движение устройства появились в стране намного позже – в 1930-х.

Знак 1.22 «Пешеходный переход» почти за век своей формальной жизни успел радикально мутировать трижды. Если смотреть из современности в прошлое, то безликий человечек, вышагивающий по «зебре» пешеходного перехода, имел вполне интеллигентный вид и даже особо энергичную осанку. Интересно, что именно такие черные человечки в шляпах, брюках и обуви сегодня могут встречаться на дорогах стран ЕС (и не только). Еще более интересно то, что до 1961 года разработчики дорожных знаков вовсе не заморачивались со стилизацией изображений. Предупреждения образца середины 1920-х и 1950-х о пешеходах на дороге представляли собой обычные треугольники на контрастном фоне.

Со стандартизацией дорожных знаков в 60-х число предупреждающих табличек выросло значительно: в ПДД шестидесятилетней давности насчитывалось больше двадцати треугольников с разного рода предостережениями. Если не считать замену рыжего фона на современный белый (знаки с желтой сердцевиной по-прежнему в строю, но считаются временными, устанавливаемыми на этапе дорожного ремонта), то внешний вид жестянок не изменился.

Однако, например, знак «Пересечение со второстепенной дорогой» успел не только сменить дизайн, но и переехать в блок 2 Приложения к Правилам дорожного движения. Иными словами, из предупреждающего знака став знаком приоритета. Формальность? Пожалуй. Оцените то, как аккуратно заточенная толстая стрелочка, обозначающая главную дорогу на перекрестке, сменилась современным черным крестом. Понятно, но слишком уж просто и безыскусно, как прежде.