Напомним вкратце историю вопроса. Изменения ПДД для пользователей СИМ готовились Минтрансом и ГИБДД более трех лет. Теперь такие технические устройства выделены в новую категорию (раньше их пользователи считались пешеходами). Для катающихся введены новые запрещающие дорожные знаки, ограничения по выезду на проезжую часть, а также установлен порог скорости в 25 км/ч, который действует в том числе на тротуаре, куда электросамокатам в определенных случаях разрешается выезжать. Именно последнее ограничение и вызвало наиболее массовое недовольство.
Причем, похоже, что оно не особо устраивает ни самокатчиков, ни пешеходов, ни законодателей. Так, например, депутат заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев, еще до 1 марта просил отложить принятие поправок в ПДД, разрешение ездить на электросамокатах по тротуарам со скоростью 25 км/ч несет угрозу пешеходам. Некоторые катающиеся считают ограничение скорости слишком строгим, ну пешеходы уже не первый год шарахаются от самокатчиков и велосипедистов в разные стороны. При этом большинство заинтересованных лиц считает, что скорректировать ПДД нужно немедленно. Однако надо отдать должное представителям Минтранса РФ и ГИБДД. Они в этой ситуации сохраняют поистине олимпийское спокойствие. В официальном ответе ведомства на обращение «горячих голов» сказано, что предложение об отмене и переносе ПДД для СИМ не поддерживается, поскольку это ухудшит безопасность движения. «Полагаем, что необходимость внесения изменений в правила должна определяться с учетом результатов правоприменительной практики по итогам сезона. А сейчас корректировки не имеют смысла – в связи с непродолжительным сроком применения новелл ПДД».
Каких-то дополнительных аргументов ведомство не приводит, но его ответ согласован с ГИБДД.
Со своей стороны, г-н Цивилев намерен продолжать борьбу за немедленную отмену правил. «Мы продолжим убеждать людей, принимавших решение о новых ПДД, что правила небезопасны. Озвученный подход “сначала посчитаем пострадавших, а потом внесем правки” нас не устраивает. Главная проблема – это скорость на тротуарах. Сезон кикшеринга едва начался, а мы уже видим первый всплеск аварийности с участием электросамокатов во многих регионах». При этом нет данных о том, что эти инциденты произошли именно из-за новых ПДД. Начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин, например, считает, что рост аварийности объясняется темпами распространения электросамокатов: «Покупаются частные СИМы, и шеринговые сервисы развиваются достаточно лавинообразно». Сервисы, по его мнению, должны активнее заниматься пропагандой безопасного вождения, а регионы должны развивать инфраструктуру для катания, чтобы пользователи СИМ не ездили по тротуарам. Эту мысль подтверждает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман: в большинстве городов инфраструктуры (велодорожек и т. д.) по-прежнему нет, говорит она. «Конфликтные ситуации и ДТП исчезнут, как только мы разведем всех участников движения», – уверена она. Минтранс ранее направлял в регионы соответствующие рекомендации для строительства инфраструктуры и парковок для СИМ. Но Алексей Цивилев говорит, что у большинства городов денег на это нет: нужны, по его словам, «десятки миллиардов» рублей.
«Согласен с Минтрансом. Что уже вступило в силу, то отменять прямо сейчас не надо, это всех только запутает, – считает сопредседатель рабочей группы “Безопасность дорожного движения” в рамках “регуляторной гильотины” Евгений Литвин – Надо до 1 сентября посмотреть и собрать опыт правоприменения. На основе его при необходимости подготовить новые изменения, которые вступят в силу с 1 марта 2024 года».