Точнее сначала они были новыми, но в результате второго чтения вновь состарились. Впрочем, обо всём по порядку.
Предполагалось, что установку вышеназванных элементов инфраструктуры дорожного движения, точно также, как и камер фиксации нарушений (закон о контроле за их установкой был принят недавно – eznak.ru об этом писал) будет согласовывать ГИБДД, но от этой идеи, перед очередным чтением решили отказаться. В итоге появилось требование о соответствии проектов организации дорожного движения (ПОДД) обязательным стандартам в области безопасности движения. Проще говоря отвечать набору ГОСТов, связанных с организацией следования транспорта по автомобильным дорогам.
Напомним, что сейчас власти также не обязаны согласовывать ПОДД с Госавтоинспекцией, но, по оценкам экспертов, до 75% регионов делают это добровольно. То есть реальность сама расставила всё по местам, и чиновники поняли, что без одобрения с ГИБДД лучше самодеятельность на дорогах не разводить. Поэтому еще в 2019 году предлагалось сделать процесс согласования установки элементов дорожной инфраструктуры Госавтоинспекцией обязательным. Аргументировали это случаями, когда администрации городов внезапно меняли знаки, вводили ограничения и т. д., путая автомобилистов и внося хаос в привычную схему движения.
Обязательное согласование могло бы предотвратить чрезмерную установку запрещающих знаков, пояснял глава ГИБДД Михаил Черников. Необходимые для этого коррективы предусмотрели в правительственном законопроекте, который Госдума приняла в первом чтении в конце 2021 года, после чего документ дорабатывался. В результате – сначала формулировку смягчили: заключение Госавтоинспекции на проект «учитывается», но не является обязательным к исполнению. А теперь и вовсе убрали.
Небольшим утешением для автолюбителей, которые больше других страдают от обилия запрещающих дорожных знаков и от их неожиданного появления и исчезновения, может стать факт введения альтернативного механизма контроля за указателями, разметкой и светофорами: все вводимые ПОДД должны соответствовать обязательным стандартам в области дорожного движения, закрепленным распоряжением правительства РФ № 2438-р, которым утверждён перечень документов по стандартизации, применение которых при организации дорожного движения на территории России является обязательным в целях обеспечения его безопасности. В перечень включены 17 межгосударственных и национальных стандартов и четыре свода правил. А Госавтоинспекция, обнаружив несоответствие правилам, сможет потребовать от чиновников скорректировать ПОДД на основании предписания, представления или предостережения.
Интерес также представляет новое основание для обязательной корректировки ПОДД: чрезмерные заторы на участке дороги. В частности, впервые на уровне закона вводится механизм определения «уровня обслуживания дорожного движения», который рассчитывается как отношение средней скорости движения потока в час пик к скорости движения по пустой улице.
Предполагается, «критическим значением» будет считаться уровень в 33% и ниже. То есть если на участке разрешен скоростной режим 60 км/ч, а в час пик поток движется со скоростью 20 км/ч, расстановку элементов контроля движения (знаки, светофоры) нужно будет корректировать.
Впрочем, всё это довольно мягкие меры воздействия на хотелки некоторых чиновников, расставить чрезмерное количество дорожных знаков в самых неожиданных местах, чтобы в итоге собрать с водителей побольше штрафов за нарушения и некоторые депутаты Госдумы е ещё надеются поменять формулировки закона при его обсуждении в третьем чтении, но как показывает практика – у нас это случается крайне редко.