Основными контролирующими структурами рекомендовали стать Генпрокуратуре, МВД и Рособрнадзору. Именно они инициируют и проведут масштабную проверку всех российских автошкол и попытаются придумать, как можно усилить контроль за обучением будущих автомобилистов. Параллельно силовикам и обрнадзору предстоит провести подробный анализ ДТП с погибшими по вине начинающих автомобилистов. Именно такая рекомендация закреплена в протоколе заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Если посмотреть на статистику, то по итогам пяти месяцев 2025 года количество жертв на дорогах из-за нарушения правил водителями-новичками выросло на 17%. Кроме того, по данным ГИБДД, по итогам 2024 года лишь 14% сдали экзамен «в городе» с первой попытки. Представители Госавтоинспекции, выступая на различных мероприятиях, регулярно говорят, что качество обучения кандидатов в водители оставляет желать лучшего.
В тоже время, в последний раз тотальная проверка автошкол в стране проводилась десять лет назад. Тогда дело ограничилось предписаниями на местах и штрафами за незначительные нарушения. Сейчас же, помимо карательных мер от проверяющих ждут конкретных предложений по улучшению качества подготовки водителей. Возможно, по итогам тотальных проверок будет предложено изменить механизм надзора-контроля за образовательными организациями.

Заместитель директора Объединенного научно-методического центра (обучает вождению) Вячеслав Максимычев напоминает, что автошколы обязаны строго выполнять учебные планы: к примеру, курс обучения на категорию B должен включать 54 часа практических занятий. «Большая часть организаций, к сожалению, обучают по сокращенным, 20-ти часовым программам, – говорит он. – Отсутствие контроля приводит к демпингу. Снижать стоимость обучения многим приходится из-за роста цен на запчасти, бензин. Спрос на подготовку водителей тоже падает, поскольку нет роста продаж новых авто. В таких условиях сложно говорить о каком-то качестве услуг». При этом эксперт считает, что контрольным органам не следует переусердствовать с проверками, чтобы с рынка не ушли последние профессионалы. И система подготовки не рухнула окончательно.
Надо сказать, что реформа системы подготовки водителей в стране ведется с 2013 года и идет она в несколько этапов. В 2021 году, например, был введен единый практический экзамен (вместо ранее существовавших отдельных «площадки» и «города»). В 2024 году было увеличено предельное число штрафных баллов, которые экзаменатор начисляет в случае различных промахов и ошибок. Минпросвещения сейчас разрабатывает новые примерные программы обучения автошкол. Документ, который сейчас находится на экспертизе в Минэкономики, предусматривает увеличение с 38 до 42 часов обязательного вождения по учебным маршрутам в городе. Кроме того, сейчас в Госдуме находится правительственный законопроект о создании федерального рейтинга автошкол, место в котором будет зависеть в том числе от числа аварий с участием выпускников организации.
Справка:
По данным ГИБДД, в России на конец 2024 года действовало более 7,5 тыс. автошкол, из них 5,9 тыс. готовят на категорию B (легковые автомобили), 2 тыс.- на категорию А, 1,7 тыс.- на категорию С, 813 – на категорию D.