Надо сказать, что компромисса в этой области стороны, а это Минтранс, МВД, местные власти, автолюбители, профессионалы и общественность, не могут достигнуть уже почти 8 лет. И вот теперь Минтрансу вроде бы удалось согласовать проект новых федеральных правил применения дорожных камер. Предполагается, что нормы вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Соответствующее постановление скоро должно быть направлено в правительство РФ. Для этого транспортному ведомству пришлось пойти на значительные уступки в трактовках, в частности исключив из проекта положения об обязательном соответствии всех камер ГОСТу, а также важной роли так называемых динамических дорожных табло. При этом в документе появилась норма, обязывающая маркировать автомобили с передвижными комплексами фиксации нарушений так, чтобы участники движения могли их распознавать вдоль дорог заранее.
В настоящее время в России работает более 30 тысяч дорожных камер, и их число постоянно растет. В правительстве уверены, что тотальная фиксация процессов дорожного движения заметно снижает аварийность, подтверждая это мнение статистикой. Противоположная сторона – водители – наоборот настроены скептически и считают, что повсеместное внедрение комплексов автоматической фиксации нарушений ведет к увеличению несправедливых и незаконных штрафов. А сотрудники Генпрокуратуры как-то заявили об использовании видеокамер, при их установке в некоторых местах, для пополнения бюджета местными властями.
В нынешнем проекте закона содержатся общие нормы, в том числе правила согласования мест установки комплексов, финансирование сопутствующих расходов и т. д. В постановлении же закрепят технические детали, включая допустимое расстояние между камерами на дороге, порядок их учета и т. д. Первая редакция документа была опубликована в декабре 2023 года, предполагалось, что проект быстро согласуют, но возникли сложности. В ходе развернувшейся вокруг документа дискуссии Минтранс то добавлял, то убирал из документа нормы, пытаясь найти компромиссное решение, которое устроило бы операторов камер, МВД, общественность и регионы.
В одной из редакций ведомство, к примеру, намеревалось закрепить возможность вынесения штрафов за нарушение требований так называемых динамических табло – экранов над дорогой, куда выводятся переменные (например, во время дождя) ограничения скорости (eznak.ru писал об этом в январе 2024 года). Однако после критики МВД от идеи отказались. В последнем варианте постановления, появились требования маркировать автомобили с передвижными камерами (например, цветографическими схемами или знаками). Минтранс также согласился убрать ссылку на ГОСТ 2016 года, в котором содержаться требования к составу фото- и видеоматериалов для доказательной базы – такая ссылка сделала бы стандарт обязательным, а он носит добровольный характер. И таких не до конца урегулированных вопросов в нынешней редакции документа ещё очень много. Речь идет и о размещении комплексов фиксации нарушений, и о зонах начала и окончания контроля системами фиксации, и о требованиях в функционалу камер и т.п.
К слову, на днях в столице России прошел межрегиональный семинар по вопросам фотовидеофиксации дорожного движения, большинство участников которого критически оценили нововведения и готовы подготовить обращения к властям о доработке документа.
Одновременно с этим инициаторы изменений считают, что спорить можно до бесконечности, а решение так и не будет найдено. Безупречных законов в природе не существует, поэтому нужно остановиться на текущем варианте документа и дорабатывать его уже в правоприменительной практике.