Впрочем, обо всем по порядку. Для рекламы безалкогольного пива в РФ предлагают ввести такие же ограничения, как для алкогольного. В документе, внесенном в Госдуму сообщается, что, согласно федеральному законодательству, безалкогольным пивом сегодня считается напиток, который содержит не более 0,5% объема этилового спирта. Он не подпадает под определение алкогольной продукции и жесткие ограничения по рекламе.
Но авторам законопроекта не дает тот факт, что производство «нулёвки» мало чем отличается от его алкогольного аналога. Разве, что двойной фильтрацией и выпуском продукта, как правило, занимаются те же самые пивоваренные компании. А значит никаких им послаблений. Такова логика новаторов. Кроме того, как утверждают авторы инициативы, потребление безалкогольного пива может поддерживать зависимость по пристрастию к этанол содержащих напитков.

Представители пивоваренной отрасли считают, что депутатская инициатива противоречит концепции государства по сокращению потребления алкоголя и деалкоголизации населения. Как заметил исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов, аналитические данные о том, что реклама безалкогольного пива приводит к росту продаж алкогольного, отсутствуют.
– Категория безалкогольного пива – самостоятельный сегмент рынка, который демонстрирует активный рост и наращивает популярность среди потребителей из года в год. По статистическим данным с августа 2023-го по август 2024-го натуральные продажи безалкогольного пива выросли на 10,1% год к году и продолжают показывать положительную динамику, – говорит он. – Подобные инициативы не решают заявленную проблему. При этом они могут повлечь за собой снижение объемов производства и, как следствие, снижение загрузки производственных мощностей и рентабельности и сокращение рабочих мест.
В противовес мнению Мамонтова, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин считает, что законопроект можно поддержать.
– Если мы будем продавать воду, например, под названием «Столичная» или «Московская», то ФАС сразу же предъявит претензию, что это товарный знак ассоциируется с алкогольной продукцией. А вот пиво, которое практически не отличимо, за исключением наличия количества алкоголя, рекламировать почему-то можно. Оно должно рекламироваться так же, как и алкогольное, то есть только в местах продаж, – считает эксперт.
Как этот вопрос решится на практике пока говорить рано, но, думаю, в рядах депутатского корпуса найдется немало сторонников как одной, так и другой точки зрения.
Инициатива принятия другого рекламного табу пришла к нам из-за рубежа. На 245-м заседании Американского астрономического общества (AAS) была представлена резолюция, призывающая ввести запрет на «навязчивую космическую рекламу», которая может помешать наземным астрономическим наблюдениям.
Согласно федеральному законодательству США, «навязчивая космическая реклама» определяется как «реклама в космическом пространстве, которую человек может распознать с поверхности Земли без помощи телескопа или других технологических устройств». В США такая реклама уже запрещена, но активисты астрономического сообщества возмущены тем, что такую рекламу могут доставить на орбиту другие космические державы. Тем более, что соблазн весьма велик в первую очередь из-за неограниченной зоны рекламного покрытия.
В резолюции, в частности, упоминается российская компания Avant Space, которая в апреле 2024 года 3U кубсат, предназначенный для тестирования технологий будущего созвездия спутников, которые смогут маневрировать на орбите и проецировать лазерами логотипы или другие изображения для рекламодателей. И их технологическая демонстрация, насколько известно, была успешной.

Ещё одна российская компания, StartRocket, в 2019 году объявила о контракте с российским подразделением PepsiCo на продвижение энергетического напитка с помощью космической рекламы. Планировалось использовать флот малых спутников с майларовыми парусами для отражения солнечного света и формирования логотипа.
В итоге AAS в своём заявлении призвало к глобальному запрету навязчивой космической рекламы «посредством соответствующей международной конвенции, договора или закона» и призвало делегацию США в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) выступить за такой запрет.
Вопрос только в том, кто сейчас в мире вообще прислушивается к рекомендациям ООН?