Реклама на дорожных знаках в Самаре. Еврознак63

Наружную монополию пытаются разбавить

Запретить пролонгацию договоров на пользование участками и рекламными конструкциями крупным игрокам рынка наружной рекламы в этом году не получилось, поэтому сторонники антимонополизации этого рынка пытаются подойти к вопросу - с другой стороны.

Буквально на днях официальный сайт Госдумы опубликовал законопроект о запрете монополистической деятельности в сфере распространения наружной рекламы. Инициатива предусматривает запрет на концентрацию прав установки рекламных конструкций в руках ограниченного числа операторов.

В частности, предлагается запретить участвовать в аукционах во всех субъектах РФ компаниям, рыночная доля которых в регионе превышает 35%.

Среди других мер против монополизации рынка:

– запрет на укрупнение лотов при проведении аукционов, что позволит избежать объединения объектов государственного или муниципального имущества в одну позицию на торгах;

– ограничение возможности объединения территориально удаленных друг от друга объектов, чтобы предотвратить создание монополий на определенных территориях.

Процесс скрытой монополизации рынка наружной рекламы начался более 10 лет назад, когда в Москве на торгах все конструкции наружной рекламы и места под их будущее размещение разбили всего на 10 лотов. В итоге на столичном рыке, по итогам аукционов осталось меньше десятка участников. То есть число операторов мгновенно упало в несколько раз. Эти же компании владеют постоянно растущим рынком и сегодня.

ФАС с этой скрытой монополизацией сделать ничего не может, поскольку оценивает рынок рекламы в целом, а не берет отдельно сегмент «наружки».  

Ожидается, что новый закон вступит в силу с 1 марта 2025 года и станет значимым шагом в защите конкуренции и предотвращении монополизации отрасли.