Накануне новогодних праздников появилась информация о том, что Минтранс РФ планирует усилить роль «динамических информационных табло» и «знаков переменной информации». Как правило, такие носители вводят временное ограничение скорости на дороге при ухудшении погоды. Сейчас нарушение подобных предписаний не приводит к штрафу водителя, но Минтранс намерен это изменить. Ведомство заложило такое нововведение в проект постановления правительства, которое устанавливает требования к дорожным камерам.
Проект документа впервые вводит «правила размещения стационарных, передвижных или мобильных средств фиксации нарушений ПДД». Необходимость таких правил предусмотрена объемным федеральным законом №197, вступающим в силу 1 сентября 2024 года. Этот ФЗ устанавливает среди прочего базовые принципы применения и размещения автоматических комплексов. А в постановлении будут описаны дополнительные технические детали — например, где должны стоять предупреждающие знаки перед зоной контроля.
Напомним, что в первой, непубличной, версии проекта постановления Минтранс собирался запретить устанавливать камеры, фиксирующие однотипные виды нарушений (например, превышение скорости), ближе 1 км друг к другу в населенных пунктах, а за городом — ближе 5 км. Но в опубликованном варианте этот пункт отсутствует.
Зато в документе появились нормы, которых раньше не было. Например, о ситуации, когда водитель в зоне действия камеры нарушает требования, установленные «динамическими информационными табло» или «знаками переменной информации» — чаще всего они ограничивают скорость на крупных автомагистралях. Значения на табло, как правило, меняются при сильных осадках и тумане: дорожные службы могут оперативно ввести на автомагистрали ограничение скорости – к примеру, до 40 или 60 км/ч.
Сейчас штрафы за нарушение требований, указанных на табло, водителям не приходят: ГИБДД ориентируется только на постоянные знаки. После принятия постановления (не исключено, что потребуются также поправки к ПДД) водителей все же начнут штрафовать. В документе оговаривается, что для формирования доказательной базы на фотографии к «письму счастья» должны быть отчетливо видны знак или табло, а также ограничение, которое на нем выставлено.
Водители обязаны соблюдать требования всех указателей, говорит адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько, но в действующих ПДД не раскрывается, что конкретно представляют собой «динамические информационные табло» и «знаки переменной информации». «Поэтому непонятно, нарушение какого пункта ПДД будет вменяться в таких случаях, – недоумевает эксперт. – Предположу, что речь идет о превышении лимита скорости, установленного на данном участке дороги. Но для соблюдения принципа презумпции невиновности в таких постановлениях надо будет точно указывать, когда и как именно до водителя доводилась информация об изменении скоростного режима. То есть сформировать доказательную базу будет очень непросто».
«Сегодня никто не воспринимает подобные табло в качестве обязательных, – говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – Кроме того, многие указания табло на скорости просто не считываются – часто на них высвечивается реклама, и водители туда просто не смотрят».
С точки зрения ПДД табло – обычный знак, считает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. Введение особых требований к фотоматериалам господин Шухман поддерживает. «Конечно, остается небольшая вероятность ситуации, когда знак переменной информации переключится за долю секунды уже после фиксации проезда авто. Практика покажет, будет ли такое происходить в реальной жизни».