А если говорить серьезно, то одним из первых рекламных носителей, дошедших до наших дней – стал папирус из Египта, сообщающий о продаже раба. Сообщения рекламного характера активно рисовали и на камнях вдоль торговых путей. К образцам древнейших форм уличной рекламы также относится надпись, высеченная на развалинах древнего Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, занимаюсь толкованием сновидений по воле богов».
Впрочем, не зря мы в самом начале этого материала вспомнили л наскальной живописи. Самой распространенной формой «наружки» в ранние периоды истории человечества были как раз надписи на стенах, нацарапанные или написанные краской. Так, в Помпеях при раскопках обнаружили около 1,5 тысяч настенных надписей с рекламными сообщениями. В более цивилизованных древнегреческих и древнеримских городах рекламные объявления размещали на медных и костяных досках, а затем зачитывали в местах массового скопления людей.
В Средние века уличную рекламу в основном представляли вывески и настенные плакаты. В городах широко применялись вывески из металла, подвешенные на кронштейнах: они играли роль указателей и содержали изображения предметов изготовления и продажи. Объемная форма, вынесенная из плоскости фасада здания, обеспечивала отличное восприятие целевой аудиторией. Тогда большая часть населения не умела читать, поэтому вывески были без текстов, зато графика постоянно совершенствовалась.
Грандиозный скачок в развитии наружной рекламы произошел в 1405 году после изобретения печатного станка и начала эпохи средств массовой информации (СМИ).
Если раньше написание текстов отнимало много времени и сил, то теперь материал подготавливался в разы быстрее.
В 1472 году в Европе появилось первое напечатанное рекламное объявление. Надпись на наружной двери одной из лондонских церквей сообщала прихожанам, что в продаже есть молитвенник. Во второй половине XV века типографии распространяются по всей Европе.
В 1630 году врач Теофраст Ренодо, которого впоследствии признают основателем печатной рекламы в европейских странах, основал первую в современном понимании газету. Позже стали появляться первые объявления о продаже продуктов питания. Первоначально они просто информировали потребителя о наличии тех или иных продуктов. Со временем образ, тон, стили таких сообщений начали меняться – для их создания стали использоваться сюжетные линии и новые оформительские приемы.
В середине XVIII века в Англии, а через полвека и в Америке началась индустриальная революция. Производители товаров поняли ценность рекламы для завоевания новых рынков сбыта и с этого времени каждый год история развития наружной рекламы претерпевала серьезные изменения:
- В 1839 году появилась фотография, ставшая прекрасным дополнением к рекламным текстам.
- В 1884 году изобрели телеграф. Теперь распространять рекламную информацию можно было даже в самые отдаленные регионы.
- Тогда же появляются и первые рекламные агентства – фирмы с разветвленной сетью представительств. Формируются специальные отделы крупных торговых и промышленных компаний, задача которых – активно заниматься рекламой.
Агентства в середине XIX века специализировались в основном на скупке рекламных площадей и их последующей перепродаже рекламодателям с высокой наценкой. Но со временем стали предлагать клиента полный спектр услуг – тексты, дизайн, изготовление, размещение. Постепенно к рекламе начали относиться как к искусству. Создателем рекламного плаката в том виде, в каком мы его знаем, считается француз Жюль Шере, который в 1866 году основал литографию в Париже. Он первым сформулировал главные принципы плаката, действующие до сих пор: броскость, лаконичность, мгновенное восприятие смысла.
Расцвет «наружки» пришёлся на ХХ век. Пионерами рынка стали США. В начале и середине прошлого столетия ни одно агентство Европы не могло конкурировать с американскими.
Сегодня на центральной улице Нью-Йорка Мэдисон-авеню расположены штаб-квартиры крупнейших рекламных агентств, в которых работает около 30 тысяч человек. Всего в США более шести тысяч рекламных контор.
В России наружная реклама начала развиваться в X–XI веках, когда местные купцы начали использовать нестандартные приемы продвижения своих товаров.
Особый период развития наружной рекламы в России приходится на XVII век. Именно в это время появились знаменитые народные картинки-лубки, которые забавляли народ и в доступной форме доносили до потребителей информацию и идеи, реализованные в красочных изображениях. Преобладающее место в таких листках занимала рекламная информация.
С середины XVIII века в российских городах активно использовались наглядные средства рекламы. В основном это были рисунки и фотографии, поскольку читать в России умели единицы. В большинстве своем такая реклама не была образцом хорошего вкуса, оттого с 1749 года стало действовать распоряжение камер-коллегии о прекращении «малевания». Надзорный орган предписал ограничиться скромными текстовыми вывесками.
В середине XIX столетия роль «наружки» в нашей стране возросла, она стала украшением городов. В это время появляются календари-прейскуранты, которые раздавали мальчишки возле лавок и магазинов.
Темпы развития рекламной индустрии особенно ускорились в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе. Многочисленные мастерские по изготовлению вывесок выпускали эффектные шрифтовые композиции, которые часто дополнялись живописным изображением. Вывески создаются из жести, стекла, древесины, олова. С появлением газовых фонарей эти конструкции стали оснащаться подсветкой газовыми лампами.
После революции 1917 года задачи и само содержание рекламы значительно изменились. С тех пор «наружка» в России стала монополией государства, поэтому предприниматели не могли расширять свое дело за счет рекламных кампаний. Право публикации рекламных материалов отныне имел только Совет рабочих Советского правительства.
В 1960–1970 годы в СССР были основаны крупные рекламные организации, в том числе «Росторгреклама», «Союзторгреклама», «Главкоопторгреклама» и другие. Для контроля и координации рекламной деятельности создали советы по рекламе, открыли более 200 оформительских цехов.
Однако в СССР роль уличной рекламы сильно недооценивалась. Считалось, что это средство обмана покупателя и нельзя навязывать населению излишнее стремление к потреблению, как на западе. Расходы на ненужную рекламу, по мнению советской власти, приводили к обнищанию трудящихся, поэтому на «движитель торговли» выделялось не более 0,04–0,05% от розничного товарооборота. Неудивительно, что уровень рекламной продукции в России был не высоким, а рекламные сообщения долгое время оставались примитивными.
Ситуация резко изменилась с переходом на рыночную экономику. Теперь «наружка» стала выступать звеном, связывающим производство и потребление.
В 2006 году в России был принят Закон о рекламе. Основное его требование – достоверность и добросовестность коммерческой информации, а также отсутствие активных методов продвижения курения и алкоголя.
Сегодня уличная реклама в нашей стране приобретает причудливые формы, рекламные агентства соревнуются в разработке оригинальных идей, которые легко воплощаются в реальность с помощью современных компьютерных технологий и хорошей производственной базы. Рекламные баннеры появляются на труднодоступных поверхностях, для чего к их монтажу привлекаются альпинисты, используется множество световых форм рекламы, рекламные конструкции превращаются в феерическое шоу.Российские мастера рекламы известны во всем мире. Свидетельством креативности и талантливости отечественных специалистов в области рекламы становятся ежегодно привозимые ими награды престижного фестиваля «Каннские львы».