Предполагается, что для работы над новым ГОСТом будет выделено более 18 млн руб. При этом, ведомство посредством нового документа намерено внедрить «передовые, прогрессивные и ресурсосберегающие» технологии. Не исключено также появление новых инструментов по введению ограничений для движения автомобилей и пешеходов.
Казалось бы – дело благое и планируются изменения в общем, ко времени, однако по мнению ведущих экспертов отрасли в процессе применения нового ГОСТа могут возникнуть серьезные противоречия модернизированного стандарта и Правил дорожного движения. И чтобы этих противоречий избежать – ПДД тоже нужно параллельно серьезно пересматривать.
Впрочем, сначала расскажем о юридических аспектах, связанных с ГОСТом. По факту – Федеральное дорожное агентство проводит тендер на сумму 18,3 млн руб. по обновлению ГОСТ 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Этот стандарт обязателен для применения организаторами движения и дорожными службами (закреплено распоряжением правительства РФ). На нормы ГОСТа ориентируется также ГИБДД при проверках.
Последняя редакция стандарта вступила в силу 1 апреля 2020 года. Тогда в практику были введены разметка-вафельница, таблички для обозначения мест зарядки электромобилей, синяя разметка для зон платной парковки и многое другое. Сразу после этого в Минтранс начали поступать предложения по улучшению ГОСТа, связанные в основном с оптимизацией применения знаков, установки ограждений, уточнения правил применения разметки и условий установки светофоров. Возможно, какая-то часть этих предложений найдет отражение в новом стандарте. В пользу этого говорит техническое задание к тендеру, где задекларировано намерение внедрять «передовые и прогрессивные подходы к организации движения», которые должны способствовать повышению безопасности и пропускной способности дорог. Речь идет о различных ресурсо- и энергосберегающих технологиях. Упомянуто также о «потребностях» крупных городов «в организационных и ограничительных мерах для движения транспортных средств и пешеходов», введение которых с помощью существующих знаков и разметки невозможно. Правда о каких именно методах и приемах идет речь, не ясно.

Некоторые эксперты говорят, что параллельно нужно менять и другие стандарты, регулирующие дорожные знаки. В отдельных ситуациях видно, что недостаточно видов существующих знаков. Например, есть дорога, которая сначала имеет асфальтовое покрытие, а потом грунтовое: водителя надо об этом предупредить, но указателя для этого нет, его можно позаимствовать из ПДД Белоруссии. В качестве другого примера эксперты приводят ситуацию со сложными перекрестками, где не хватает стрел в разметке, указывающих на направление движения «левее» и «правее», а не только направо, налево и прямо. Корректировать стандарты, разумеется, надо в увязке с ПДД, которые также давно нуждаются в изменении.