Реклама на дорожных знаках в Самаре. Еврознак63

Штрафы накрутили, контроль усилили…

Уже с 1 мая на территории России начнет действовать пилотный проект, направленный на повышение безопасности дорожного движения с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). Территория действия проекта пока будет ограничена только Санкт-Петербургом, но скорее всего очень быстро распространится на большую часть страны.

Суть в том, что пешие инспекторы и автомобили, оснащенные комплексами фото-видео фиксации, начнут контролировать арендаторов электросамокатов, нарушающих правила парковки и дорожного движения. Вопрос взаимодействия с МВД РФ в части администрирования нарушений, связанных с использованием СИМ, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях пока прорабатывается. Но коррекцию штрафов уже рассматривает Госдума.

В нижнюю плату парламента на днях внесли поправки к КоАП, усиливающие санкции для нарушителей на электросамокатах и прочих СИМ. В частности, вводятся штрафы – 20-30 тыс. руб., за управление в нетрезвом виде; 2-3 тыс. руб.- за езду вдвоем на одном транспортном средстве; 2-2,5 тыс. руб. – за создание помех пешеходам на тротуаре; 10-15 тыс. руб. – за нанесение вреда здоровью средней тяжести в ДТП; 0,5-5 тыс. руб. – за превышение разрешенной скорости движения (сумма штрафа зависит от степени превышения). Наказание в сумме 4-5 тыс. руб. предусмотрено за оставление ДТП водителем электросамоката, 500-800 руб. – за отказ пользователя СИМ остановиться по требованию полицейского.

Напомним, специальных штрафов для пользователей СИМ в российском законодательстве сейчас нет – в Кодексе они проходят в категории «иные участники движения». Санкции в этом случае варьируются от 500 до 1,5 тыс. руб. Поэтому в КоАП экстренно вносят изменения и прописывают новые статусы участников дорожного движения. 

Кроме наказаний самокатчиков, для организации безопасного движения предусмотрены и другие мероприятия. Например, кикшеринговые компании собираются ввести тестирование системы “детектирование поездок вдвоем”, которая запретит ездить на самокате двум и более пользователям; планируют запуск чат-бота для фиксации нарушений использования самокатов; изучают возможности верификации пользователей СИМ по данным используемых банковских приложений либо через портал “Госуслуги” с целью исключения возможности несовершеннолетними пользоваться сервисами аренды.

Также в ход активно идут специальные дорожные знаки, запрещающие использование СИМ в определенных районах городов, как правило там, где установлены пешеходные зоны. И знаки-напоминалки о том, что проезжую часть наездникам СИМ нужно все-таки переходить пешком.

Следующий шаг – увязать все готовящиеся нововведения с правилами дорожного движения. К слову, над поправками к ПДД, вводящими дополнительное регулирование СИМ, Минтранс уже работает, они должны быть готовы к 1 ноября 2024 года.