Мы уже писали о том, что на российских дорогах буквально через считанные дни появятся новые дорожные знаки. Однако, изменения в нормативные акты регулирующие ПДД этим не ограничатся.
Постановление правительства РФ № 1769, вышедшее в октябре прошлого года не только урегулировало вопросы использования на российских дорогах средств индивидуальной мобильности (СИМ), но и стало первым документом после исключения ПДД из так называемого «белого списка», в который попали акты, подлежащие полному переизданию в случае необходимости внесения в них изменений. Почти два года чиновники бились за возможность корректировать Правила без полной переработки, и когда это наконец свершилось, постарались сразу реализовать максимальное число инициатив по изменению ПДД. В итоге получился довольно объемный документ, с большим количеством поправок, которые касаются не только новых дорожных знаков и СИМ. Поэтому сегодня расскажем о наиболее заметных из них.
После 1 марта водители смогут при проверках предъявлять права прямо с экрана смартфона. Сноска к пункту 2.1.1 теперь позволяет иметь документы в электронном виде или их распечатку. Однако для этого они должны быть правильно «цифровизованы» (оформлены). Пока, такую «цнфровизацию» можно получить в рамках эксперимента, организованного МВД и Минцифры России. В тоже время уже сейчас на законных основаниях на экране смартфона можно показать полис ОСАГО, а водителям коммерческого транспорта – электронные перевозочные документы. Заодно из перечня водительских документов исключено временное разрешение на право управления транспортными средствами. Уже давно этот документ перестал существовать фактически, а теперь и юридически.
Еще одно новшество связано с организацией движения велосипедистов, которые получат однозначный приоритет перед пешеходами на велодорожке. Однако для них самих, равно как и для пользователей СИМ, установлена обязанность уступать дорогу механическим транспортным средствам в местах пересечения с дорогой.
Обрела официальный статус и дополнительная секция светофора с мигающим белым цветом человечком и стрелкой. Эти знаки информируют о том, что при повороте на зеленый сигнал на примыкающую дорогу водитель должен пропустить пешеходов, которым в этот момент движение через проезжую часть также разрешено. Т-образный светофор из белых сигналов теперь распространяется не только на общественный транспорт, но и на тех, кто имеет право ехать по выделенной полосе – таксистов, велосипедистов, а также водителей автобусов из перечня, устанавливаемого властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Кроме того, в разделе №12 Правил теперь четко прописано, что запрещены остановки на островках безопасности и так называемых направляющих островках, обустраиваемых в местах разделения или слияния транспортных потоков. А если с тыла трамвая, остановившегося посреди проезжей части на остановке, горит световое табло «Внимание, пассажир!», водителю предписано остановиться и ждать, когда табло погаснет, а пешеходы освободят проезд. Этой поправкой законодатели, видимо, решили отдать дань успешному опыту московских чиновников, где такие предупреждающие устройства работают на протяжении несколько лет. И установлены они не только на трамваях. Собственно, новое требование как раз касается любого маршрутного общественного транспорта, остановки которого предусматривают посадку и высадку пассажиров непосредственно на проезжей части или посадочной площадке на ней.
Есть нововведения в вопросах организации парковок и в дорожной разметке. Из наиболее важных отметим изменение «режима работы» знаков 3.29 и 3.30, запрещающих парковку соответственно по нечетным и четным числам месяца. Пока что автовладельцы при их одновременном применении должны переставлять свои машины с одной стороны на другую в период с 19 до 21 часа, а с 1 марта следующего года – с 21 до 24 часов.
Значительно расширена палитра цветов разметки. Если сейчас она может быть только белой, желтой или оранжевой, то с 1 марта еще и красной, синей, черной и зеленой. Синими линиями будут обозначать платные парковочные места, красной – места для машин дипломатов, а также, наряду с черной и зеленой, для дублирования на проезжей части дорожных знаков.
Наконец, внесены коррективы и в основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, но они носят преимущественно косметический характер. Заметим лишь, что в полномочия дорожников включена обязанность убирать, демонтировать или демаркировать временные технические средства организации дорожного движения, установленные в местах проведения дорожных работ.