В процессе обсуждения поступило около сотни замечаний к документу, основная масса которых связана, пожалуй, с самым революционным пунктом поправок – запретом на использование водителями сотовых телефонов и планшетов. Точнее речь идет о невозможности пользоваться за рулём любым «устройством, не предусмотренным конструкцией транспортного средства и требующим использования рук или отвлечения от управления». Напомним, что сейчас ПДД запрещают пользоваться телефоном без cистемы hands-free. И эта формулировка не менялась с 2001 года.
Разработчики документа из Минтранса пояснили, что речь идет о смартфонах, планшетах, различных мультимедийных устройствах, если водитель, к примеру, смотрит с их помощью фильм на ходу или просматривает соцсети.
«Изменения направлены на повышение безопасности движения, а также на актуализацию действующих норм, не учитывающих появление новых современных устройств, – заявляют в ведомстве. – Ведь при возникновении опасности на дороге и необходимости реагирования водителя наличие какого-либо устройства в его руках может привести к ДТП». Штраф за нарушение составит 1,5 тыс. руб. (ст. 12.36.1 КоАП). Использование гаджетов в качестве навигаторов, отметим, по-прежнему разрешено.
Помимо революционных преобразований ПДД с запретом различных гаджетов, поправки вводят в водительский обиход новый дорожный знак, обозначающий место стоянки машин пожарной охраны, полиции, скорой помощи и аварийно-спасательных служб, с запретом парковки за 5 м до него. Штраф за игнорирование – 3 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге, 1,5 тыс. руб. – в остальных регионах.
О сроках принятия изменений в ПДД говорить пока рано. Документу ещё нужно будет пройти три депутатских чтения, а вот что касается контроля за исполнением новых положений, то здесь определенная ясность вроде бы просматривается. Так, например, поправки, расширяющие запрет гаджетов за рулем, вероятнее всего, будут контролировать с помощью дорожных камер. По мнению экспертов, сегодня нет проблем научить камеру распознавать, что в руке у человека посторонний предмет, например, смартфон или электронный кальян, автоматические комплексы, фиксирующие разговоры по телефону, применяются уже несколько лет в разных городах страны. Нейросеть в состоянии понять, как водитель взаимодействует с гаджетом, закрепленным на лобовом стекле, но если телефон закреплен на панели или на решетке дефлектора обдува, то камере в него заглянуть будет сложно. Эксперты также указывают на некоторые интересные нюансы в новом документе. Если строго следовать формулировкам поправок, то просмотр фильма или соцсетей на смартфоне или планшете за рулем будет запрещен, а на штатном мультимедийном устройстве автомобиля – нет. И как тогда фиксировать нарушение? Впрочем, это уже частности.