Дело в том, что с 1 сентября вступили в силу поправки к федеральному закону № 197 об автодорогах, призванные серьезно реформировать всю систему фотофиксации нарушений правил дорожного движения на территории Российской Федерации. До этого момента в стране действовали отдельные рекомендации по установке дорожных камер и комплексов видеонаблюдения, а также ряд не обязательных стандартов, которые позволяли устанавливать фиксацию чуть ли не в любом месте, где только власти или сотрудники ГИБДД не пожелают. В результате такая дорожная вседозволенность спровоцировала со стороны водителей мощную волну возмущений по поводу заточенности фото-видео фиксации под массовый сбор штрафов с участников дорожного движения. Мол, камеры обеспечивают поток штрафных денег, а не обеспечивают безопасность на дорогах. В итоге Госдума установила исчерпывающий перечень мест и условий размещения комплексов, правила их обозначения на дорогах и так далее. А к 1 сентября региональные власти провели аудит своего парка камер и некоторых субъектах несоответствие новым требованиям обнаружилось у 25% камер. В тоже время МВД (с которым теперь необходимо согласовывать установку камер) направило в регионы рекомендации по применению закона. Речь идет прежде всего об установке приборов в очагах аварийности, а также на перекрестках, выделенках, пешеходных переходах, зонах дорожного ремонта, местах запрета остановки и стоянки, пунктах весогабаритного контроля.
Когда эти участки будут «прикрыты», ГИБДД сможет рассмотреть предложения регионов о камерах в иных местах, не попадающих под формальные критерии (это допускается ФЗ-197). Впрочем, МВД рекомендует делать такие исключения лишь в двух случаях — для участков, где за год произошло четыре (или более) однотипные аварии без пострадавших, либо для мест, где прогнозируются ДТП из-за большого количества выездов на встречку или обочину.
При этом по оценке экспертов стоимость переподключения одного комплекса может достигать 500 тыс. руб., и те же эксперты предупреждают, что в бюджетах многих регионов просто нет денег для единовременной замены камер. А значит из поля зрения инспекторов выпадут значительные участки автотрасс, часть которых считаются аварийноопасными. В итоге придется либо заключать дополнительный договор с обслуживающей компанией, то есть тратить бюджетные средства, либо повторно проходить процедуру согласования места размещения. А это может занять много времени.
«Процесс передислокации стационарных комплексов с финансовой и технической точек зрения простым и быстрым не будет, – подтверждает директор ГБУ “Безопасность дорожного движения” Татарстана Рифкат Минниханов. – Финансовые ресурсы на 2024 год под это не закладывались. Муниципалитеты и компании-подрядчики своими средствами не располагают». Потребуется также корректировка техзаданий на подключение электроэнергии и телекоммуникаций, согласование вопросов собственности и ответственности и т. д. Без малого десятки тысяч комплексов по всей стране будет на долгое время выключена из процесса контроля соблюдения скоростного режима. А значит аварийная обстановка на российских дорогах станет более опасной и количество ДТП неминуемо возрастет.
Справка:
С 1 сентября расстояние между фиксирующими скорость стационарными комплексами должно быть не менее 1–5 км, при этом зона контроля будет начинаться не ранее чем через 150–300 м после знака. Регионам запретят заниматься обработкой фото и видео с комплексов — все данные в неизменном виде будут поступать сразу в МВД. Закреплен закрытый перечень мест, где может быть установлен комплекс, например, аварийно-опасные участки дорог, выделенные полосы, пешеходные переходы, перекрестки, участки с запретом стоянки. Оговорено, что передвижную камеру можно ставить в зонах дорожных работ, но после их окончания комплекс нужно убрать. Конструкции, на которых установлены камеры (например, Г-образные опоры), не должны загораживать светофоры и дорожные знаки. Места размещения камер, дорожных знаков и разметки должны быть закреплены в проектах организации дорожного движения (ПОДДах) для конкретной дороги или участка дороги.