Реклама на дорожных знаках в Самаре. Еврознак63

ГОСТ против курьеров доставки

За последний год статистика ДТП с участием средств индивидуальной мобильности на российских дорогах выросла катастрофически – на 47,2% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Инспекторы ГИБДД уверены, что виной тому не только несовершенные правила регулирования движения СИМ, принятые в нашей стране, но и весьма размывчатое определение отнесения к СИМ транспортных средств.

Так, например, сейчас со скоростью 50 км/ч по тротуарам российских городов разъезжают велокурьеры фактически на мотоциклах и мопедах, а не на безобидных электровелосипедах. К последним их отнесли по чудовищной ошибке, внесенной в ПДД. В результате каждый месяц гибнут и калечатся невинные пешеходы, жизни и здоровье тысяч людей прямо сейчас подвергаются угрозе. Эксперты считают, что такой транспорт должен ездить только по проезжей части.

Неразбериха образовалась из-за того самого расплывчатого определения СИМ, которое гласит, что средством индивидуальной мобильности считается транспорт для перевозки одного человека с любым количеством колес, с любым двигателем. Поэтому под него подпадает тяжелый электрический двухколесный транспорт, на котором ездят курьеры служб доставки. Оттого после первого марта прошлого года, когда определение прописалось в ПДД все курьеры тут же обрадовались, назвали СИМами свои транспортные средства, на самом деле являющиеся мопедами, и спокойно эксплуатируют их на тротуарах. Но велосипед, максимальная скорость которого 50 км/ч и масса 50 кг с тротуара надо гнать.

В итоге Росстандарт утвердил ГОСТ для сертификации ввозимых из-за рубежа и производимых на территории РФ электровелосипедов. С 1 марта 2025 года производители, желающие сертифицировать свои устройства, должны ограничить их максимальную скорость 25 км/ч и предусмотреть функцию автоматического снижения скорости. В Росстандарте считают, что документ позволит отделить подобные устройства от мопедов. Текст нового ГОСТ Р 71894-2024 для электровелосипедов пока не опубликован, но в ведомстве уточнили, что для сертификации такие устройства должны самостоятельно ограничивать максимальную скорость в 25 км/ч и быть оборудованы автоматическими узлами для удаленного ее снижения (с использованием систем спутникового позиционирования). Также непременным условием являются предусмотренные конструкцией два независимых тормоза. Также в Росстандарте сообщили, что технические требования для электровелосипедов устанавливаются на уровне ГОСТа впервые.

«Идеологически хорошо, что электровелосипеды пытаются вывести из-под СИМ и сделать для них отдельную категорию. Таким видом транспорта сегодня в основном пользуются курьеры, для них важна скорость доставки, так как зарплата пропорциональна числу выполненных заказов», – рассуждает глава Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. По ее мнению, логичнее было бы «приравнять их к мопедам и разрешить движение только по проезжей части дорог» (для управления мопедом в отличие от СИМ также нужны водительские права категории «М»).

При этом, следует заметить, что ГОСТы являются добровольными к применению, если иное не закреплено в законе или другом нормативном акте (например, ряд стандартов в области безопасности движения включены в перечень обязательных отдельным распоряжением правительства РФ).

То есть, велика вероятность, что добровольный ГОСТ просто проигнорируют, а курьеры будут и дальше говорить, что они передвигаются на СИМ, а не на электровелосипедах.