Поправки в закон «О рекламе» были внесены в Госдуму в начале июля депутатом Артемом Кирьяновым. Законопроект, поводом для которого послужили «ограничительные меры в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств» и необходимость защиты национальных интересов «в связи с рисками распространения недостоверной информации», предусматривает создание в России единого оператора цифровых рекламных конструкций и частных коммерческих объявлений. Такой оператор должен будет отвечать за «ресурсы размещения информации», в основном за их содержательную часть. Согласно требованиям законопроекта, стать оператором может только российская компания, официально признанная «системообразующей организацией российской экономики, осуществляющей деятельность рекламных агентств», а также занимающаяся рекламой на транспорте (к слову, на сегодняшний день этим требованиям соответствует только Russ Outdoor).
Законопроект был принят Госдумой в первом чтении на внеочередном пленарном заседании всего через неделю после внесения, но при условии существенных доработок и консультаций с отраслью. Практически сразу, с критикой поправок в представленном варианте выступили: Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минцифры, Ассоциация владельцев билбордов, «Авито», фонд «Сколково», а также АНО «Цифровая экономика», объединяющая, в частности, «Сбер», «Яндекс» и Ozon.
Главные опасения связаны с модерацией контента на рекламных носителях, которую противники закона уже приравняли к политической цензуре. Впрочем, есть и те, кто видит в изменениях положительные моменты. «Создание единого оператора цифровой «наружки» актуально: на фоне конфликта на Украине возрастает важность модерации контента», – уверен Роберт Мирзоян, глава Russ Outdoor. А критики поправок, по его мнению, не хотят прозрачности рынка.
Новым законом государство хочет создать единый медиаканал наружной рекламы и «как-то систематизировать отрасль». В условиях военной спецоперации, по словам Мирзояна, значимость модерации публикуемого контента и контроля за ним особенно возрастает. В этом смысле, предлагая создать «новый охватный медиаресурс», государство исходит в том числе из вопросов безопасности. «Нам уже приходилось отключать экраны с электронной сменой изображения в Ростове-на-Дону из-за угрозы распространения противоправной информации накануне 9 мая, также были обнаружены взломы систем других региональных операторов», – аргументирует свою позицию медиаменеджер.
Однако даже на этом фоне текущая версия поправок требует доработки, признает он. Прежде всего нет понимания логики, по которой единому оператору цифровой наружной рекламы предлагается заниматься еще и коммерческими объявлениями граждан, где у него нет достаточных компетенций. «Но мы не боимся подключаться к софту условного «Авито». В законопроекте четко прописано, что это будет касаться только контента, который пойдет в эфир. Мы к этому готовы», – заявил Мирзоян.
Открытым остается вопрос платы за размещение рекламы через единого оператора. «Все должны четко понимать: оно будет бесплатным», – считает глава Russ Outdoor.
Не регламентируют поправки и проблему установки цифровых конструкций с учетом индивидуальных для каждого города правил. Также в тексте документа есть несколько ссылок на подзаконные акты, которые до сих пор никто не видел. Словом, дискуссии продолжаются и когда проект сможет пройти второе чтение – пока неизвестно.