В России за правильность размещения объектов дорожной инфраструктуры сегодня отвечает Госавтоинспекция. Без ее санкции и одобрения ни один знак или светофор не могут быть установлены.
Для того, чтобы объекты дорожной инфраструктуры – знаки или разметка – появились в конкретном месте, надо написать заявление в ГИБДД или местную администрацию. В некоторых крупных городах этим вопросом занимаются центры организации дорожного движения (ЦОДД). Обращение может быть подано как офлайн, так и через портал «Госуслуги». Уполномоченные органы проанализируют целесообразность предлагаемых изменений и примут решение.
Самостоятельно ставить и убирать знаки запрещают правила дорожного движения. Места и условия размещения таких конструкций, а также нанесения разметки, строго регламентированы. Определяют их совместно ГИБДД и местная администрация, а установка и демонтаж знаков являются зоной ответственности дорожной службы, обслуживающий конкретный участок уличной сети.
В пункте 1.5 ПДД прямо говорится, что «запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении». Последний пункт подразумевает и самовольное размещение знаков, изменение разметки. Ответственность за эти нарушения прописана в статье 12.33 КоАП и предусматривает серьезный штраф: для физлиц он составляет пять-десять тысяч рублей, для юридических лиц может достигать 300 тысяч.
«Обоснованность установки знаков зависит от нескольких факторов: учитываются законодательные требования, ГОСТы, нормативные документы, оценивается затратность предлагаемых изменений. Например, никто не будет вводить ограничение скорости и ставить светофор на шоссе лишь потому что кто-то считает, что 300 метров до ближайшего надземного перехода – это слишком далеко. И напротив, с большой вероятностью переход (возможно, даже регулируемый) появится на дороге, проходящей рядом со школой или детским садом.
По такой же аналогии рассматриваются и предложения по демонтажу объектов дорожной инфраструктуры. Причем обращений на демонтаж сегодня поступает гораздо больше нежели прошений на установку. Причем, главная причина таких обращений, как раз в самовольном размещении знаков, или изменение разметки.
Эксперты рынка часто приводят пример, когда рядом с дачным поселком или во дворе жилого дома кто-то решает повесить знак «кирпич», ограничив движение транспорта, или превратить сплошную линию на ближайшей дороге в прерывистую. Понятно, что такие самовольные изменения делаются в интересах определенных людей, но при этом серьезно нарушают права остальных участников дорожного движения, которые вынуждены писать жалобы. Порядок действий в таких случаях – довольно простой. Дело в том, что в местной администрации, Госавтоинспекции или ЦОДД обязательно должны быть схемы размещения дорожных объектов на местности. По этим документам при поступлении жалобы очень легко установить законность имеющихся знаков или разметки. Если они появились без законных оснований, то составляется соответствующий акт, и дорожные службы устраняют недостатки. Но если после обращения в ГИБДД и местную администрацию вы получили отказ и считаете его необоснованным, то, в этом случае решить вопрос поможет обращение в прокуратуру.