Первое место уверенно держит Казань. Здесь при общем объеме рынка наружной рекламы в 973 млн рублей платежи со стороны операторов в городской бюджет составили в 2023 году 441 млн рублей, или 45,31% от общего объема рынка. На втором месте, как мы уже сказали, находится Самара: здесь операторы наружной рекламы за право пользования рекламными площадями внесли в бюджет 150 млн рублей, или 32,22% от рынка. На третьем месте – Уфа: где в 2023 году город получил от операторов 29,53% общего объема рынка, при этом абсолютные цифры оказались даже больше, чем в Самаре, – 152 млн рублей. Вся эта статистика, а также то как активно проходят торги в названных городах, говорят о том, что региональные операторы рынка наружной рекламы сегодня активно развиваются и в текущем году будут всерьез претендовать на победу в столичных торгах, на размещение рекламы в московских локациях. По экспертным оценкам, сейчас на отечественном рекламном рынке ренессанс. С уходом зарубежных фирм появляются новые российские бренды, которые нуждаются в раскрутке, в продвижении, так что рекламные услуги востребованы и спрос на них растет.
Что касается Москвы, то по абсолютным цифрам она, конечно, существенно обгоняет регионы: согласно столичным данным, в 2022 году платежи в столичный бюджет от операторов наружки составили 3,1 млрд рублей. Однако по общей доле этих платежей от объема рынка столица уже не первый год занимает десятое место в рейтинге: в среднем деньги, полученные за эксплуатацию рекламных конструкций, составляют 8,5–10% от общего объема рынка наружной рекламы.
Впрочем, в текущем году у столицы есть все шансы улучшить ситуацию с поступлениями в бюджет от операторов наружной рекламы. Связаны прогнозы с тем, что по многим площадкам контракты на их использование истекли в 2023-м. В Москве сейчас сложилась уникальная ситуация: у муниципалитета есть все шансы существенно увеличить свой бюджет. Посчитаем: один билборд в городе-миллионнике приносит от 200 тыс. до 350 тыс. рублей в месяц, а доход от одного цифрового экрана в столице составляет около 1,4 млн рублей. Половину этого дохода оператор платит городу. В Москве сегодня насчитывается около 1000 цифровых экранов, установленных на билбордах. Если высчитать половину возможного дохода только от них, получится, что столичный бюджет только с цифровых экранов имеет шанс получать до 600 млн рублей в месяц. В общей же сложности, считают эксперты, Москва может получать за счет наружной рекламы более 15 млрд рублей ежегодно.
Оживление рынка практически гарантирует интерес к торгам со стороны крупных игроков рынка, в том числе региональных операторов. Эксперты единодушно сходятся в том, что интерес к рекламным площадям в столичных районах с развитой инфраструктурой будет достаточно высоким. В этом случае у городского бюджета будет шанс получить значительные доходы, о чем свидетельствуют успехи аналогичных аукционов в регионах.
Интерес к столичным торгам уже подтверждают представители региональных рекламных агентств. «Для нас рынок Москвы является стратегически важным. Мы второй оператор наружной рекламы в России, и единственный крупный город, где у нас нет инвентаря, — это Москва. Медиагруппа «РИМ» заинтересована, чтобы торги в столице состоялись. Мы готовы привнести значительные инвестиции и новых клиентов в регион и стать надежным партнером для администрации города», – подчеркивает владелец и основатель казанской медиагруппы «РИМ» Илья Фомин.