Реклама на дорожных знаках в Самаре. Еврознак63

От частного к общему

С наступлением весны, на улицах крупных российских городов вновь появились электросамокаты на прокат, что тут же привело к активизации споров вокруг ужесточения правил пользования такими средствами передвижения для нормализации дорожной и пешеходной обстановки в мегаполисах. Не удивительно, что самокатная тема постепенно переросла в обсуждение вопроса внесения более глобальных изменений в правила ПДД.

Сейчас эксперты утверждают, что в ближайшее время в правилах дорожного движения могут появиться более четкие формулировки, касающиеся парковки, пользования телефоном во время движения, рекомендациях по размещению дорожных знаков. Также не исключены изменения, связанные с беспилотными транспортными средствами.

Так, например, в центре Саратова уже начали устанавливать новые дорожные знаки, которые ограничат движение электросамокатов. Под запрет попали сразу несколько улиц. Исключение пока составили велодорожки, проезд по ним разрешен. Не исключено, что такую практику по локализации исторических центров и освобождения их от так называемых СИМ (средств индивидуальной мобильности), примут на вооружение и власти других российских городов.

Тем временем, в Общественной палате РФ (ОП РФ) прошел круглый стол по вопросам совершенствования правил дорожного движения. Здесь основной темой для обсуждения вновь стал вопрос о правилах движения для СИМ. По мнению члена ОП РФ Александра Холодова, несмотря на вступившие весной прошлого года изменения в ПДД, касающиеся средств индивидуальной мобильности, они так и не решили все вопросы, связанные с этим видом транспорта. По-прежнему остается проблема градации СИМ в зависимости от их мощности. В итоге на мощный электросамокат, который по своим характеристикам уже близок к мопеду или мотоциклу, распространяются те же требования и правила, что и на маломощную технику, – отмечает он.

Кроме того, в ПДД не урегулированы вопросы взаимоотношения пешеходов и водителя СИМ, что нередко вызывает конфликтные ситуации, считает глава Союза пешеходов Владимир Соколов. По его мнению, необходимо четко описать действия водителей мобильных транспортных средств, которые двигаются по тротуарам и пешеходным зонам.

– Например, в ПДД следует указать, что СИМ может ехать справа по тротуару по ходу движения. Если необходимо обогнать идущего пешехода, то делать это можно только на определенной скорости. А если возможности для такого маневра нет, то водитель СИМ должен при обгоне спешиться, — считает он.

Изменения в ПДД, касающиеся СИМ, безусловно, нужны, однако только этим проблемы решить не получится, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, тут требуется комплексный подход.

– В ПДД можно прописать любые требования, касающиеся СИМ, однако вопрос в том, кто и как будет следит за их выполнением, а также какая ответственность будет грозить нарушителям. Очевидно, что к каждому электросамокату сотрудника Госавтоинспекции не приставить. Значит, возникает вопрос контроля при помощи камер. А для этого необходимо, чтобы СИМ были зарегистрированы и имели номера, которые смогут распознаваться камерами, – отметил он.

Кроме, того участники круглого стола обсудили положения ПДД с неоднозначными трактовками.

– Некоторые пункты Правил устарели и не соответствуют современным реалиям организации движения и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, – уверен Холодов. Один их таких спорных вопросов связан с правилами парковки. Действующее законодательство запрещает останавливаться ближе, чем в 15 мерах от остановки общественного транспорта, но этот запрет довольно часто игнорируют. Поэтому некоторые участники дискуссии предложили указывать в правилах не места запрета парковок, а наоборот прописать, где парковать транспорт разрешено.

Как заметил сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин, – сейчас ПДД обладают странным правовым статусом. С одной стороны – этот документ устанавливает определенные запреты и ограничения для участников дорожного движения, с другой – является не законом, а подзаконным актом, который принимается постановлением правительства. Чтобы соблюсти юридические формальности, ПДД необходимо придать статус федерального закона, – полагает Литвин.

Отдельный блок вопросов, не урегулированных в ПДД, касается автономных и беспилотных транспортных средств, считают в Общественной палате. По словам Александра Холодова, правила были написаны в расчете на водителя, а не искусственный интеллект. В результате в определенных ситуациях беспилотные авто могут просто «впасть в ступор».

– Представим ситуацию, когда на перекресток равнозначных дорог со всех четырех сторон приезжают беспилотные автомобили. Согласно ПДД, в этом случае водители самостоятельно определяют очередность проезда. Как будут договариваться «роботы»? Боюсь, они так и будут стоять, пока батарейки не сядут, – считает Холодов.

Справка:

В октябре прошлого года Правительство РФ утвердило «дорожную карту» мероприятий по «дополнительному регулированию СИМ». Самым ожидаемым документом карты являются поправки к КоАП, усиливающие санкции за нарушения ПДД пользователями СИМ. Сегодня штраф не превышает 1,5 тыс. руб. В поправках к Кодексу предлагается ввести штраф до 30 тыс. руб. за пьяное вождение СИМ; до 15 тыс. руб.- за причинение вреда здоровью; до 5 тыс. руб.- за превышение скорости и т. д. Поправки должны быть приняты до 1 июля, и, возможно, начнут действовать с 1 сентября 2024 года.

Также должны появиться – обязательная регистрация СИМ в электронном реестре, правила идентификации пользователей, уточненные обязанности участников движения и т. д.

Есть планы и по введению новых дорожных знаков, обозначающих «обособленную инфраструктуру» для СИМ.