Реклама на дорожных знаках в Самаре. Еврознак63

Падение концентрации дорожных камер

Новый законопроект закрепляет расстояние между комплексами дорожного наблюдения на уровне – ближе одного километра. Кроме этого, документ содержит еще несколько послаблений для водителей. Однако, пока проект не принят против него уже началась массированная кампания.

На днях стало известно, что Министерство транспорта РФ подготовило пакет новых требований к дорожным камерам. Чиновники хотят запретить ставить комплексы, фиксирующие однотипные нарушения, чаще чем раз в километр. Еще регионы должны будут предупреждать ГИБДД о включении новой точки наблюдения минимум за 20 дней. А передвижные камеры будут обозначать на дорогах новыми информационными щитами. Все указанные изменения, и некоторые другие, должны вступить в силу с 1 сентября 2024 года. Разработаны новеллы по поручению президента России. Документ также вводит закрытый перечень мест для установки комплексов («выделенки», зоны ремонта, аварийно-опасные участки и т. д.), предусматривает обязательное согласование мест дислокации с ГИБДД, правила отключения камер и пр. Все технические детали закона будут закреплены в отдельном постановлении правительства. Его проект уже готов и проходит внутриведомственное согласование.  

В частности, в документе прописано, что зоны контроля камер, фиксирующих одни и те же виды нарушений (например, превышение скорости), не могут находиться ближе 1 км друг к другу в населенных пунктах и не ближе 5 км за городом. Впрочем, возможны исключения «в зависимости от расположения мест концентрации ДТП».

Другое нововведение — дорожные службы должны будут вешать приборы так, чтобы конструкции (Г-образные опоры и др.) не закрывали собой дорожные знаки и светофоры. А если камера передвижная и применяется за городом, то зону контроля обозначают не только стационарными знаками, но и некими информационными щитами, где будут указаны «контролируемые условия и режимы движения». Щиты будут ставить на расстоянии 150–300 метров перед зоной контроля — так, чтобы водители видели их на любой полосе движения с расстояния не менее 100 метров. А региональные власти должны будут сообщать ГИБДД о включении новой камеры не позже чем за 20 дней.

В ассоциации ОКО (объединяет производителей камер и операторов систем фотовидеофиксации) считают, что проект нужно дорабатывать. Главная претензия — к требованию ставить камеры только в тех местах, где уже есть очаг аварийности.

Под этим термином, напомним, понимается участок дороги протяженностью не более 200 или 1 тыс. метров (в населенном пункте или за городом), где за год произошло три или более ДТП с пострадавшими одного вида или минимум пять разнородных аварий. Ассоциация же считает, что нужно сохранить возможность ставить камеры и там, где есть признаки возникновения такого очага — например, единичные аварии с пострадавшими или большое число однотипных нарушений.

В компании «МВС груп» (оператор подмосковной системы фотовидеофиксации) назвали «неопределенной» норму, ограничивающую допустимое расстояние между камерами. По мнению компании, это противоречит закону и может привести к росту числа ДТП. А 20-дневный срок передачи информации об установке комплексов компания считает «избыточным и необоснованным». По мнению «МВС груп», эта норма не позволит оперативно реагировать на возникшие очаги аварийности, поскольку передвижные комплексы выводятся на рубеж контроля в среднем до пяти дней.

Эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман поддерживает установку информационных щитов в качестве меры профилактики нарушений. Но отмечает, что большой щит на временной опоре может обладать высокой парусностью — то есть его может сдуть с обочины на проезжую часть.

При этом эксперт сомневается, что московские власти смогут выполнить требование о минимальной дистанции в 1 км между камерами.

Напомним, что важной частью «реформы камер», стартующей с 1 сентября вместе с новым законом, должны стать также поправки к КоАП. В кодексе должна появиться норма, запрещающая выносить штрафы с камер, установленных (или применяемых) в нарушение правил или обозначенных не по правилам. Такой законопроект уже подготовлен сенаторами и был принят Думой в первом чтении в декабре 2021 года, но второго и третьего чтения пока не проходил. Видимо, депутаты ждут когда можно будет принять оба документа синхронно.