Реклама на дорожных знаках в Самаре. Еврознак63

Снижение дорожных рисков – это теперь игра в долгую

Когда ежегодный ущерб от дорожно-транспортных происшествий стабильно стал превышать 1 триллион рублей, в Министерстве внутренних дел всерьез задумались о долгосрочной программе снижения аварийности на дорогах. В итоге на днях в открытых источниках МВД опубликовало проект стратегии повышения безопасности на дорогах, рассчитанную до 2036 года.

Согласно 57-ти страничному документу в течении ближайших 11 лет российские власти на всех уровнях должны придумать, а потом и реализовать череду эффективным мероприятий, направленных на решение проблем, мешающих снижению аварийности. Сейчас к этим проблемам можно смело причислить – стареющих водителей, большое количество мигрантов за рулем, не самое оптимальное размещение дорожных знаков и указателей, дорогие запчасти для ремонта автомобилей, увеличение нагрузки на дороги, нарушающие правила электросамокатчики, отвлекающиеся на телефоны пешеходы и тому подобное. Все эти риски внесены в проект новой стратегии по повышению безопасности дорожного движения, цель которой – уменьшить те самые триллионные ежегодные экономические потери от ДТП. Предполагается, что после утверждения стратегии президентом правительство разработает план конкретных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели. Пусть и в долгосрочной перспективе.

Если исходить из содержания самого документа и пояснительной записки к нему, то готовился он как основа для ведомств, которые будут заниматься повышением безопасности дорожного движения. Стратегия определяет новые «вызовы и угрозы» для безопасности, поэтому большая часть документа представляет собой структурированное описание практически всех проблем, которые нужно будет решить на горизонте 2030–2036 годов с учетом майского указа президента, в котором заложено снижение смертности в ДТП к 2030 году в полтора раза (по сравнению с 2023 годом) и вдвое – к 2036 году. При этом, главным фактором аварийности на наших дорогах по-прежнему остается превышение установленной скорости движения. На связанные с ним ДТП приходится почти 30% смертей. За семь лет число погибших из-за «гонщиков» выросло в полтора раза. Усугубляется проблема водителями в наркотическом опьянении (только в 2024 году ДТП с их участием стало на 34,5% больше) и водителями, которые ездят за рулем после употребления лекарств, ухудшающих реакцию и внимание.

Также среди основных факторов риска – отвлечение внимания на телефоны, гаджеты и наружную рекламу вдоль дорог (причем отвлекаются не только водители, но и пешеходы и электросамокатчики). Еще одной «значительной угрозой», обостряющейся в последние несколько лет, МВД видит участие в движении детей в качестве водителей транспортных средств, а кроме этого МВД видит 25-процентный рост числа аварий по вине «возрастных» водителей (60 лет и старше). Поэтому среди возможных решений возрастных рисков, указывается адаптация лиц старшего поколения к безопасному участию в движении, совершенствования механизмов определения их пригодности к вождению автомобилей, а также развития инфраструктуры и конструкции транспортных средств.

Особое внимание предлагается уделить и ДТП, произошедшим по вине водителей-иностранцев: за три последних года в таких авариях число погибших выросло на 22%, при этом 95% таких происшествий совершаются по вине граждан СНГ.

Нужно принимать меры, «направленные на адаптацию и интеграцию в общество иностранных граждан», считают в МВД. Помимо всего уже перечисленного, ГИБДД фиксирует рост импорта праворульных авто, которые, по оценкам ведомства, создают более высокий, чем леворульные машины, риск ДТП, что в перспективе может плохо отразиться на аварийности. По данным на конец 2024 года, в РФ зарегистрировано 3,5 млн праворульных машин, это 5% от всего